Битва за «Алёнку»

alenka_opti

Производитель кондитерских изделий «Красный Октябрь» подал иск в суд против белгородской компании «Славянка». Причиной тяжбы стал популярный шоколад «Аленка». Собственники московской фабрики были возмущены тем, что конкуренты воспользовались их товарным знаком. «Алина» ‒ такое название носил шоколад белгородских кондитеров. 

Как две капли воды

Были проведены различные социологические исследования, в результате которых стала очевидна идентичность этикетки обеих шоколадок. Практически все респонденты говорили о схожести шрифта, изображения и цветовой палитры, в которой были выполнены упаковки «Аленки» и «Алины». На этикетке «Славянки» на коричневом фоне была изображена девочка в цветастом платочке с челкой, зачесанной набок. Такая же девочка красовалась и на упаковке московского шоколада. Наблюдается схожесть даже в чертах лица обоих персонажей. Отличие состояло только в том, что портрет героини «Красного Октября» был рисованным, а на этикетке славянского шоколада размещена фотография ребенка. Экспертиза подтвердила и созвучность названий.

Представители компании «Славянка» заявили, что «Алина» — это самостоятельный товарный знак. Патент на бренд был получен еще в 2002 году. Планировали, что лицом белгородского шоколада станет русоволосая девочка, одетая в русский национальный костюм. Но почему «Славянка» отказалась от уже разработанного бренда, остается загадкой.

Торжество справедливости

Спор между кондитерскими компаниями возник еще в сентябре 2010 года. Но тогда претензии московского предприятия удовлетворены не были. В результате дело дошло до Высшей судебной инстанции – арбитражного суда Российской Федерации, который принял решение в пользу фабрики «Красный Октябрь». Суд запретил «Славянке» выпускать шоколадные изделия под брендом «Алина». Между кондитерами было заключено соглашение, в результате которого белгородская компания заплатит москвичам 15 млн рублей.

Наказание не обошло стороной и реализаторов шоколада «Алина». ООО «Торговый дом СВ» и «Савени» продавали конфеты, поэтому они также обязаны возместить ущерб «Красному Октябрю». Им предстоит выплатить по 10 000 рублей.

На сегодняшний день трудно сказать, все ли точки над «і» расставлены. Вполне возможно, что «Славянка» захочет подать апелляцию.

Мировая практика

Производители продуктов питания часто подают жалобы в суд на конкурентов за нарушение исключительных прав на товарный знак. Причем споры довольно специфические. 

Например, Израиль и Ливан борются за право называть фалафель и хумус национальным блюдом. Ливанцы считают, что эти продукты возникли еще задолго до того, как было основано государство Израиль. Однако конкурирующая сторона отреагировала на такое заявление увеличением производства хумуса, укрепляя позиции бренда на собственном рынке.

Греция подала иск в суд на Германию и Данию, лишив их права на производство популярного сыра «Фета», мол, это исключительно греческий продукт. И теперь фета находится под охраной закона Европейского Союза (как, впрочем, шампанское и пармская ветчина).

Можно сказать, что кондитерской фабрике «Славянка» крупно повезло. Ведь производство шоколада не запрещено. Нужно просто сменить дизайн упаковки.

Хотите профессиональный ответ?

Задайте вопрос прямо сейчас!


[hidden chapter]